Теоретико-методологический семинар учителей истории Республики Адыгея
«Проблемы Российской истории в контексте исторической памяти»
6 ноября 2008 г.
Программа семинара:


6 ноября 2008 г. на историческом факультете Адыгейского государственного университета был проведен теоретико – методологический семинар учителей истории республики Адыгея в работе которого приняли участие более 120 человек. Работу семинара предворили выступление ректора, доктора социологических наук, профессора Р.Д. Хунагова, обосновавшего значимость проблемы исторической памяти в современном обществе и поддержавшем традицию проведения подобных семинаров.
Учителя истории, преподаватели и студенты факультета приняли активное участие в работе «Круглого стола» на тему: «Проблемы российской истории в контексте исторической памяти» (ведущий – доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Э.А. Шеуджен). Э.А. Шеуджен отметила, что многие зарубежные историки, а теперь и российские считают, что последние двадцать – двадцать пять лет все страны, все социальные, этнические и даже семейные группы пережили глубокое изменение традиционного отношения к прошлому.
Это явление проявляется в таких процессах, как
– критика официальных версий истории;
– восстановление следов уничтоженного прошлого;
– болезненное отношение к закрытым архивным фондам;
– усиливающаяся привязанность к наследию «своего» народа;
– обращение к корням, развитие генеалогических изысканий.
Это только те процессы, которые «лежат» на поверхности.
Причины повышения значимости проблемы «исторической памяти» в нашей стране объясняются как общими, так и национальными обстоятельствами. Первая причина связана со временем. Принято считать, что происходит «ускорение истории», все более быстрое «выталкивание» исторических событий в прошлое. Более того, разрушается единство исторического времени – соединяющее прошлое с настоящим и будущим. Прошлое стало по знаменитой формуле «Миром, который мы потеряли…». Мы может обрести его только через реконструкцию – с помощью документов, архивов, памятников, используя механизм «конструирования исторической памяти».
Вторая причина расцвета памяти связана с «демократизацией» истории. Имеется ввиду:
– более широкий доступ к архивам, закрытым фондам библиотек;
– фактическое отсутствие цензуры;
– национальные движения народов, эмансипация этносов, групп (религиозных) и даже личностей (десидентское движение), стремящихся утвердить «свою память», по сути свою историю;
– идеологическая составляющая, способствующая тому, что восстанавливаются пласты памяти разрушенной или искаженной в пользу режима;
– увеличение продолжительности жизни и как результат живых свидетелей прошлого, порождающих протестные выступления.
В ходе обсуждения учителями были поставлены вопросы связанные:
во-первых, с существованием альтернативных подходов в освещении советской истории;
во-вторых, сокращение часов выделяемых на изучение истории, что влечет за собой снижение уровня подготовки выпускников школ;
в третьих, поставлен вопрос о значимости истории как основного фактора патриотического воспитание молодежи.
Бесспорно эти вопросы заслуживают внимание общественности.
Вторая часть семинара была посвящена «Мастер – классу» доктора педагогических наук, профессора кафедры отечественной истории педагогического института Южного Федерального университета, заслуженного учителя РФ В.В. Шогана. В яркой образной форме он показал приемы и методы организации уроков истории. Проведенное занятие вызвало живой интерес учителей, отразило их заинтересованность в новационных формах преподавания, желание использовать передовой опыт.

Общий вид конференц-зала

Профессор кафедры всеобщей истории Р.А. Хуажев; декан исторического факультета, доктор исторических наук, профессор Н.А. Почешхов; ректор Адыгейского государственного университета доктор социологических наук, профессор Р.Д. Хунагов; доктор исторических наук, профессор Э.А. Шеуджен (ведущая семинара); заведующий кафедрой всеобщей истории, доктор исторических наук, профессор А.С. Иващенко
| Историческая справка
| Состав школы
| Периодические издания
| Гранты
|
| Открываем архивы
| Методические рекомендации
| Исторические чтения
| Главная
|
E-mail: bases11@yandex.ru
© Научная школа, 2004-2011
Дата последнего обновления:
|